Статьи о Венгрии

Будапешт — «Большое кольцо»

Nagy körút

С будайских гор отлично прослеживается планировка венгерской столицы. Концентрические круги кольцевых магистралей, которые от мостов полукружьями опоясывают город, радиальные полоски улиц, рассекающих круговую структуру, ленты проспектов шоссейных дорог, выводящих из столицы. Сердце Будапешта обрамляет малое кольцо, которое полукружьем упирается в, разделяющий город на две части, широкий Дунай. Вдали, за восточным вокзалом самая дальняя и самая длинная кольцевая магистраль Хунгария. Между ними средний круг, уходящий через остров Маргит за будайские горы. Это Большое кольцо, по-венгерски – Нодь керут/Nagy körút. Пройтись по «Нодь керуту», оживлённому месту, одинаково привлекательному как для приезжих, так и для будапешцев приглашаем вас в этом рассказе.

Будапешт

Четырёхкилометровое полукольцо «Нодь керут» в отличие от малого кольца, проходящего по линии крепостных стен старого Пешта, не столь богато выдающимися архитектурными памятниками или историческими достопримечательностями. Составляющие его улицы появились во второй половине XIX века. Пролегают они, примерно, по линии старого Дуная. Заболоченный рукав реки был засыпан, как только растущая столица потребовала новые площади и на его обоих берегах выросли большие доходные дома. Строительство велось по единому плану, и было закончено к 1896 году, когда страна с большой помпой праздновала своё тысячелетие. Дома «Большого кольца» все примерно одинаковой высоты и эклиптического стиля, предстают в наши дни почти в нетронутом виде. Кольцевая магистраль, на разных своих отрезках меняет и характер, и социальный ранг, и название. Состоит она из четырёх пештских участков: Сент Иштван керута, Терез керута, Эржибет керута и Ференц керута.

Будапешт

А в Буде, за мостом Маргит, кольцо продолжает Маргит керут, вплоть до оживлённой площади Москва тер. Прогулку по «Ноль керуту» начнём от моста Маргит, неподалёку от которого, на левой стороне улицы, нельзя не обратить внимание, на лёгкое очаровательное здание театра Виг синхаз, что в дословном переводе – Театр комедии. Немало на кольце и самых разнообразных кинотеатров, среди которых есть и детские, и кинотеатры только венгерских или только документальных фильмов. Большая часть их находится на отрезке кольца в районе площади Октогон, недалеко от которой расположена Национальная опера.

Будапешт, Национальная опера

Но вообще-то «Большое кольцо» главная торговая улица города. Не счесть её больших и маленьких магазинов, отелей, ресторанов и кафе, которыми всегда столь славился Пешт. Пройдя по «Нодь керуту» вряд ли припомнишь, замеченное на нижнем этаже, окно жилой квартиры, или хотя бы обыкновенный подъезд. Впечатление такое, будто продвигался вдоль сплошной, бесконечной, многогранной сияющей витрины.
На расстоянии одной трамвайной остановки от моста Маргит оказываешься на площади Нюгати, по имени стоящего на ней западного вокзала. Вокзал привлекает внимание своей необычностью, его главный зал, с ажурным железным перекрытием оригинальной конструкции, построен по проекту знаменитого Густава Эйфеля, на месте первой в Венгрии железнодорожной станции, откуда 15 июля 1846 года отправился в город Вац первый венгерский поезд.

Будапешт, западный вокзал (Нюгати)

Заметим, что от площади Нюгати отходит большой длинный проспект Ваци, протянувшийся через промышленный район Андялфёлд и переходящий в шоссе, ведущее в город Вац. Сейчас уже трудно представить, что это продолжение неширокой пешеходной улицы шикарной Ваци, будапештского Бродвея, которая прервалась со временем на границе «Малого кольца», затерявшись в лабиринтах старого Пешта. Сюда на площадь Нюгати, стекаются пёстрые стайки юных жителей столицы в самых невообразимых нарядах. Это завсегдатаи, находящегося здесь ресторана «Мак Дональд», напротив которого на трассе крупного универмага торговой сети «Шкала», называемая в народе «чёрная шкала», не по каким-то мрачным финансовым или прочим причинам, а по просто цвету затемнённых оконных стекал, заменяющих стены, регулярно происходят съёмки самых крутых венгерских рок-ансамблей для молодёжной музыкальной передачи. Отсюда, дальше к центру города, «Нодь керут» продолжает улица Терез керут, по левой стороне которой в фешенебельном отеле «Beke», что в переводе с венгерского – мир, находится, обожаемый будапештскими гурманами, аристократическая кондитерская «Жолнаи». Здесь в крошечных чашечках из традиционного венгерского фарфора подадут необыкновенно вкусный кофе; где рядом с принцессой из марципана можно увидеть съедобную шахматную доску, фигуры с которой в буквальном смысле съедают. Слух здешних завсегдатаи услаждает старинное белое пианино, на котором музицирует не менее элегантная, его ровесница, пианистка. Столько старых коренных будапештцев вместе, пожалуй, вряд ли где ещё удастся увидеть. А на нарядно сервированных столиках самые изысканные в Будапеште пирожные.

Будапештская кондитерская (цукразда)

Далее по улице, на пересечении с широким импозантным проспектом Андраши, идущим от Дуная к площади Героев, известное место – оживлённая восьмиугольная площадь, которая так и называется — Октогон.

Будапешт, площадь Октогон (Oktogon)

Здесь в магазинах продаются отменные фирменные товары, но уже не по такой высокой цене, как на фешенебельной улице Ваци. Недалеко отсюда, через остановку, достопримечательность следующей улицы – Эржибет керута – так называемый дворец Нью-Йорк, где всегда располагались крупнейшие издательства. В нижнем этаже этого, имитирующего высотки, здания, построенного в конце прошлого века, находилось одноименное кафе, излюбленное место писателей, журналистов, артистов. В Венгрии вообще любят кафе, в которых, как поговаривают, даже революции делались. По крайней мере, идея революции 1848 года обсуждалась Петофи и его единомышленниками за кофейным столом. Вот и здесь, за мраморными столиками кафе «Нью-Йорк» родилось множество стихов, пьес, велись оживлённые споры или беседы за полночь. До сего дня кафе сохраняет дух прошлых лет. Стены его украшают карикатуры на деятелей искусств, а книга для гостей, хранящая автографы, таких всемирно известных людей прошлого столетия как: Шаляпина, Томаса Манна, Отто Клеппера и других, пополняется новыми записями. Само это высокое здание с острым длинным шпилем, невозможно не заметить. Оно разукрашено снаружи резьбой и башенками. С фасада склоняются над тротуаром бронзовые дьяволы, освящая светильниками путь прохожим. Тут же рядом бойкий перекрёсток «Большого кольца» с шумным проспектом Ракоци. Площадь Блаха Луиза — это место праздничных уличных ярмарок, многолюдной суеты или просто встреч у фонтана, где стоял, снесённый в 60-ые годы Национальный театр.

Будапешт, площадь Blaha Luiza

А после площади Блаха Луиза бросается в глаза резкая смена имиджа «Нодь керута», находящаяся в одной трамвайной остановке, площадь Ракоци слегка озадачивает. Оживает эта часть кольца лишь с наступлением темноты, днём здесь спокойно. Витрины здешних магазинов, как и заведения под названием «peep-show» закрыты шторами. Кругом полно, пестрящих яркими рекламами, ночных клубов. То тут, то там на площади стоят ярко одетые молодые женщины с загадочным взглядом. А рядом в скверике, подтверждая выработанную веками толерантность венгров, стучат костяшками домино пенсионеры, прогуливаются с собаками и кошками жильцы окрестных домов, в которых даже цены на квартиры значительно ниже, чем в отдалённых местах столицы. Хотя время от времени добропорядочное население района, получившее незавидное наследство от соседней улицы, сплошь состоящей до войны из борделей, требует запретить здесь в центре города промысел женщин древнейшей профессии, либо перевести их куда-нибудь в другое место. Через 2 остановки от площади Ракоци на последней части «Большого кольца», у пересечения улиц Ференц керут и широкого проспекта Улёи, ведущего к аэропорту, внимание привлекает здание музея Прикладных Искусств, выделяющегося характерным куполом и фасадом.