Новости Венгрии

2006-11-06 15:00

Тематика: Культура
Просмотров: 9.184
Комментариев: 0
добавить в закладки
БобрДобр

Мастера венгерского изобразительного искусства – Лайош Кашшак

Лайош Кашшак (1887-1967)
Лайош Кашшак (1887-1967)Kassák Lajos (1887-1967)

Никто, пожалуй, не сделал столько для обновления венгерского искусства, сколько Лайош Кашшак (Kassák Lajos), признанный одним из наиболее ярких представителей международного авангарда. 39 лет прошло после кончины этого писателя, поэта, художника и теоретика. Но его заслуги не потускнели, интерес к его наследию по-прежнему высок. Родился Лайош Кашшак в 1887 году, в Эршекуйваре (ныне Новы Замки, Словакия). Там прошло его детство и юность, тогда ещё трудно было предположить, что он станет европейской знаменитостью и его имя будут упоминать рядом с именами выдающихся художников и литераторов. Учился Лайош неважно, без особого рвения, бросил школу уже в 12-летнем возрасте и определился в подмастерья к слесарю, а позже подался на заработки в Будапешт. Здесь молодой рабочий, во многом под влиянием знакомых поэтов из рабочей же среды, начал писать стихи. Но в литературных кругах о нём заговорили только в первой половине 1910-х годов, с выходом в свет его первых сборников. На раннем этапе творчества Кашшак тяготел к движениям, жаждавшим радикального обновления искусства. Осенью 1915 года он основал журнал «Тэтт» (Действие), сознательно взяв на себя роль рупора венгерского авангарда. С этого времени в поле его пристального внимания оказывается и изобразительное искусство. Кашшак один их первых по достоинству оценил и стал пропагандировать работы таких художников как Шандор Бортник, Лайош Гулачи, Янош Кмети, Бела Уитц, и других. Журнал «Тэтт» просуществовал только 1 год, но его неутомимый редактор затеял новое издание «Ма» (Сегодня), ставшее вскоре одним из важнейших печатных органов международного художественного авангарда. Как живописец и график Кашшак заявил о себе после подавления революции 1918-1919 годов, когда ему пришлось эмигрировать и продолжить свою карьеру и выпуск журнала уже в Вене. Тогда, в начале 20-х годов, он вырабатывает своеобразный синтетический вид живописи, так называемую «фигурную архитектуру» или «архитектуру-живопись». Согласно определению самого Кашшака фигурная архитектура призвана переводить в материальную форму чувственный мир человека, оставаясь при этом разновидностью абстрактной живописи. Художник создаёт фигурные стихи, линогравюры, иллюстрации, коллажи, проектирует обложки для ряда крупных авангардистских изданий. Вернувшись на родину в 1926 году, Кашшак всецело отдаёт себя рекламной графике и оформлению книг, выполняя фотомонтажи, макеты реклам и плакатов. К живописи он возвращается только на склоне лет. В начале 50-х годов, в период сталинской диктатуры, художник ушёл во внутреннюю эмиграцию. Ища спасение от одиночества, начал писать лирические пейзажи и неотразимо прекрасные женские портреты, составившие целый этап в его творчестве. С конца 50-х годов Кашшак возобновляет работу в русле абстрактно-геометрической эстетики. Но формы на его композициях становятся мягче, пластичнее и сами картины дышат гармонией и покоем. В последние десятилетие жизни Кашшака вновь открывают за рубежом, повсюду чествуя как выдающегося деятеля авангарда. В 1960 году в Париже была выставлена крупная коллекция его работ, после чего последовали экспозиции по всей Франции, а также в Швейцарии, Германии, Чехословакии, Польше, Италии и Венгрии. Скончался Лайош Кашшак в 1967 году. В его лице венгерское и мировое искусство потеряло подлинного новатора и подвижника.

Источник: радио Budapest

Комментарии

Нет комментариев

Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.