Новости Венгрии

2013-07-22 10:58

Тематика: Культура
Просмотров: 9.259
Комментариев: 0
добавить в закладки
БобрДобр

«Порнограф из Вены» в Музее изобразительных искусств

выставка «Эгон Шиле и его эпоха
выставка «Эгон Шиле и его эпохавыставка «Эгон Шиле и его эпоха

До 29 сентября 2013 года в будапештском Музее изобразительных искусств проходит выставка «Эгон Шиле и его эпоха». Основная часть экспонатов предоставлена венским Музеем Леопольда, основанным врачами-офтальмологами Рудольфом и Элизабет Леопольдами, собравшими самую значительную коллекцию работ Эгона Шиле, ярчайшего представителя австрийского экспрессионизма. Музей Леопольда редко предоставляет эмблематичные, самые значительные и известные произведения другим музеям, однако будапештским организаторам выставки удалось заполучить и «Двойника» («Мужчину и смерть»), и «Отшельников», и «Автопортрет с цветком-фонариком». Именно этот автопортрет и встречает посетителей. Двадцатидвухлетний юноша пытливо смотрит на нас, но...  не видит никого, кроме себя. И зритель чувствует себя зеркалом, в котором отражается сам художник. Поиск себя – одна из главных тем искусства Эгона Шиле. Почему она так занимала его? Что это – способ самовыражения, театр одного актера, нарциссизм, дневник в картинках, мания? Ответить на этот вопрос невозможно, да, может быть, и не нужно. Намного интереснее попытаться разглядеть, каким видит себя Шиле. Застенчивым подростком, горящим внутренним пламенем творцом, умирающим Иисусом, отшельником, «отцом Реформации» Мартином Лютером... Он одиноко бродит со своим альбомом, блуждает в веках, изучает наследие Дюрера и Рембрандта, перерастает искусство Климта и венского Сецессиона, и ищет, ищет свой собственный, неповторимый художественный язык. Жестикуляция, взгляд, поворот головы, гримаса, вывернутая поза – иногда серьезно и сухо, а иногда хищно и жадно бросается Шиле на эти выражения человеческой сущности, оставляя на холсте, дереве или бумаге пастозные и нервные мазки. В его искусстве все антропоморфно, все «человекоподобно»: дерево – это согбенный старичок, письменный стол – портрет его хозяина, а дом на горе о чем-то кричит или молит о помощи.

Около 1910 года  «ню», обнаженное человеческое тело стало одной из главных тем искусства Шиле. Однако публика того времени была глубоко возмущена изображениями детей, подростков, женщин, мужчин, обнимающихся пар. В 1912 году Шиле даже приговорили к кратковременному тюремному заключению за порнографические рисунки подростков. По приговору суда многие рисунки были уничтожены, так как в них видели разврат, удовлетворение стадострастия, а не «научное исследование» художника, который сам едва вышел из подросткового возраста и скрупулезно и серьезно, без тени улыбки, иронии или юмора изучает человека.  «Пусть дрожат твои чуткие пальцы, - писал Шиле, - ощупай стихию, которую ты ищешь в вихре жажды...». Он не скрывает своего интереса, не подглядывает за своими моделями, ведь многие из них смотрят нам прямо в глаза, это их главное отличие от рисунков Климта.

Творческий путь едва вкусившего успех Эгона Шиле в 1918 году оборвала «испанка», свирепствующая в Европе, унесшая жизнь и его юной жены Эдит, и их еще не родившегося ребенка. Глядя на последние работы мастера, мы можем только предполагать, что он стал бы крупнейшим художником Австрии, видящим всю глубину человеческой души и воспевающим каждый изгиб человеческого тела.

Выставка Музея изобразительных искусств позволяет посетителям окунуться в атмосферу венской «золотой эпохи» и познакомиться с творчеством современников Эгона Шиле – Оскара Кокошки, Антона Колига, Коломана Мозера, Рихарда Герстля и других.

Эгон Шиле был не только художником, но и поэтом. Хотя глядя на листы, исписанные каллиграфическим шрифтом «в экспрессивной, гармоничной и искусной манере», мы пытаемся разгадать, где кончается картина, и где начинается слово.  Переводы стихотворений Шиле на русский язык довольно редки, поэтому автор этой статьи взял на себя смелость перевести одно короткое произведение из каталога выставки.

БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ
В ПАРКЕ ПО ОБРАМЛЕННОМУ ЧЕРНЫМ МШИСТОГО ЗАПАХА ОЗЕРУ СКОЛЬЗИТ СРЕДИ РАДУЖНЫХ ВОЛН ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, ОКРУГЛЫЙ ЛЕБЕДЬ.
Эгон Шиле 1910.

Мария Николаева, экскурсовод Музея изобразительных искусств

Комментарии

Нет комментариев

Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.